Транспортно-пересадочные узлы Московского Метрополитена

Децентрализация столицы: как пересадочные узлы меняют жизнь Москвы


03.12.2016

Децентрализация столицы: как пересадочные узлы меняют жизнь Москвы

ранспортно-пересадочный узел (ТПУ), или хаб (от английского hub), — это место, где можно сменить одно средство передвижения на другое, например пригородную электричку на метро. Главная задача ТПУ — упростить пассажирам процесс пересадки с одного вида транспорта на другой сделать ее более комфортной. Но есть у хабов и другие функции.



Два типа узлов: принципиальные отличия

ТПУ делятся на плоскостные и капитальные.  Хабы первого типа предлагают перехватывающую парковку, где автолюбители оставляют машины и пересаживаются на метро, или перроны для отправления наземного транспорта. Сейчас крупнейшая такая парковка в Москве расположена у станции метро «Аннино» — там организована стоянка почти на 1500 автомобилей, а на «Щукинской» есть три крытых перрона для автобусов.

Капитальный ТПУ представляет собой многоуровневый комплекс, где, помимо парковок, расположены остановки общественного транспорта и залы ожидания. Крытые переходы защищают пассажиров от капризов погоды, поэтому такой вид пересадки часто называют «сухие ноги». Кроме того, на капитальных пересадочных узлах создаётся разнообразная инфраструктура с широким набором услуг. Сюда относятся не только кафе и магазины, но и любые востребованные объекты: салоны красоты, кинотеатры, почтовые и банковские отделения, фитнес-клубы, офисные центры и так далее.

Cтроительство ТПУ сопровождается благоустройством окружающей территории. На месте бывших пустырей или промзон разбивают скверы, строят гостиницы, торговые и жилые комплексы. Концентрация множества функций в одной точке приводит к тому, что здесь создаются дополнительные рабочие места, а ТПУ превращаются в центры притяжения людей, где они могут на ходу решать насущные вопросы.

Социальное проектирование

Перед созданием проекта ТПУ проводятся исследования, и совещания с представителями районных управ и префектур. Их цель – определить потребности и пожелания жителей горожан. Поэтому такая методика проектирования называется социальной.

В качестве примера можно привести яблоневый сад на Кутузовском проспекте возле будущего ТПУ «Парк Победы». Проявив уважение к традиционному месту отдыха (сад разбит более 50 лет назад), проектировщики решили не просто сохранить его, а дополнить новым сквером площадью семь тысяч квадратных метров. Новый парк площадью четверть гектара планируется устроить и возле ТПУ «Кожуховская».

Изучение особенностей конкретного района позволяет определить, каких услуг и объектов инфраструктуры здесь не хватает: ресторанов, торговых центров, гостиниц, офисных помещений или чего-то ещё. В ТПУ «Парк Победы» застеклённый переход с магазинами объединит станцию метро с остановками автобусов и троллейбусов. А прилегающая парковка на две тысячи машино-мест получит выезды на Кутузовский проспект и улицу Барклая.

Выгодный объект инвестиций

В строительстве ТПУ выделяют технологическую и коммерческую составляющие. Первая подразумевает создание транспортной инфраструктуры — путей, тоннелей, платформ и вестибюлей станций метро, заездных карманов и остановок наземного транспорта, паркингов и переходов между элементами хаба. Как правило, эта часть проекта финансируется из городского бюджета.

Вторая касается строительства сопутствующих объектов, нацеленных на предоставление коммерческих услуг, — в них вкладывают средства инвесторы. Это будущие владельцы торговых и офисных центров и прочих компонентов дополнительной инфраструктуры.

Как и любой масштабный проект, возведение ТПУ требует серьёзных вложений. В сентябре 2016 года объявлен тендер на строительство восьми узлов. Это «Дмитровская», «Павелецкая», «Парк Победы», «Пятницкое шоссе», «Технопарк», «Тропарёво», «Фонвизинская» и «Ховрино». Общая сумма инвестиций в эти объекты превышает 62 миллиарда рублей.

Стоит отметить, что коммерческая составляющая учитывает интересы всех. Город получает возможность ускорить строительство ТПУ. Не стоит забывать и о налоговых отчислениях от собственников бизнеса на территории хаба. Горожанам достаются нужные услуги и рабочие места рядом с домом. Инвесторы благодаря массовому потоку пассажиров могут быстро окупить затраты на строительство, а затем обеспечить высокий доход от своей деятельности.

Неудивительно, что к созданию ТПУ активно подключаются не только отечественные, но и зарубежные инвесторы. Так, в этом году о готовности принять участие в строительстве хабов заявили компании из Италии, Китая и ОАЭ.

Хабы в разных странах

Создание в Москве сети ТПУ отвечает общемировым тенденциям. Во многих странах Европы, Америки и Азии традиционные вокзалы уходят в прошлое — вместо них создаются многоуровневые комплексы, объединяющие станции железной дороги, метро, остановки автобусов, трамваев, троллейбусов и даже паромные переправы, как в Гонконге. Для обслуживания огромных пассажиропотоков, порой достигающих двух-трёх миллионов человек в день, терминалы обрастают кафе, магазинами, зонами отдыха и прочими составляющими комфорта.

Принцип построения хабов с освоением и благоустройством окружающей территории называется транзитно-ориентированным развитием (transit oriented development, TOD). Ярким примером реализации TOD служит район Orenco Station в штате Орегон (США): городской квартал, выросший вокруг станции метрополитена, максимально адаптирован для пешеходов. Жилые дома и офисные центры расположены как можно ближе друг к другу, чтобы сузить улицы и сократить расстояния. А продуманная система паркингов не создаёт помех для дорожного движения.

Центральный вокзал Берлина (Hauptbahnhof), построенный в 2006 году, является крупнейшим в Европе. В многоэтажном здании площадью 175 тысяч квадратных метров пять уровней отведено только под железнодорожные пути. Ежедневно через 14 веток проходит около 1600 электричек и поездов, создавая пассажиропоток более чем в 300 тысяч человек. На вокзале они могут воспользоваться авто- и велопарковками, быстро пересесть на наземный транспорт и метро, взять такси или машину напрокат, перекусить, устроить шопинг по 80 магазинам и даже купить путёвку в турагентстве. Или отправиться на экскурсию по самому зданию, которое уже завоевало репутацию одной из достопримечательностей германской столицы.

Другая европейская столица, Хельсинки, создала многофункциональный ТПУ Kamppi на базе старого городского автовокзала. Обновлённая автостанция, вход в метро, переход к железнодорожному вокзалу и паркинг теперь располагаются под землёй, а сверху на пяти этажах разместились 150 магазинов, точки общепита и офисы. Хотя торговый центр Kamppi занимает довольно скромную площадь, он входит в тройку крупнейших ретейлеров Финляндии по числу посетителей. Очевидно, сказывается и близость исторического центра города.

Стоит отметить, что масштабные хабы — вовсе не столичная прерогатива. Наверное, самым оригинальным и грандиозным терминалом Италии можно считать здание-мост Afragola station, построенный недалеко от Неаполя по проекту известного британского архитектора Захи Хадид. Сооружение, раскинувшееся над путями скоростной железной дороги, соединяет две части зелёной зоны, в которой нашлось место для исследовательского центра, выставочного комплекса и спортивных площадок. Помимо функциональности (разумеется, здесь предусмотрены места для магазинов и сферы услуг), здание отличается продуманным дизайном. Например, в зале ожидания устроены огромные панорамные окна, а множество проёмов вдоль фасадов улавливает максимум естественного света и летом, и зимой.

Эволюция ТПУ в Москве

До недавнего времени на роль хабов в Москве претендовали в основном железнодорожные и автовокзалы, где пассажиры пересаживаются с пригородных и междугородних поездов или автобусов на метро или наземный транспорт. К сожалению, об интеграции здесь можно говорить с натяжкой: вокзалы, станции и остановки строились сами себе, без увязки в единый комплекс. Целостность пересадочного узла проявляется в основном в территориальной близости его составляющих.

Сопутствующая инфраструктура в таких местах часто возникала стихийно, без общего плана.

Следующим шагом к ТПУ можно считать размещение перехватывающих парковок у конечных станций метро или станций, расположенных недалеко от МКАД, таких как «Аннино», «Выхино», «Домодедовская» или «Ясенево». За последние годы организована 31 стоянка совокупной ёмкостью 6,6 тысячи машино-мест. Но и этот вариант имеет недостатки: разгрузка городских улиц оборачивается повышенной нагрузкой на общественный транспорт, прежде всего на метро.

Наконец, появление в столице полноценных хабов связано с Московским центральным кольцом (МЦК), открытым в сентябре 2016 года. На этих ТПУ встречается четыре вида транспорта: наземный, метро, электрички и личные автомобили. На 17 станциях кольца организованы перехватывающие парковки общей вместимостью две тысячи машин. Столько же станций имеют пересадки на метро, ещё десять — на пригородные поезда.

Благодаря такому распределению новое кольцо выполняет главную миссию ТПУ — уменьшает пассажиропотоки на кольцевой и радиальной линиях метро, а также нагрузку на железнодорожные вокзалы. По разным оценкам, снижение трафика в центре составило от 20 до 40 процентов.

Улучшить транспортную ситуацию в Москве поможет и второе кольцо метро — Третий пересадочный контур (ТПК). Первый его участок, от «Петровского парка» до «Делового центра», будет запущен в начале 2017 года, а ещё через три года ТПК замкнётся. На линии будет 28 станций, из которых 17 пересекутся с другими ветками метро, две — с МЦК, ещё семь — с линиями железной дороги.

Больше ТПУ, хороших и разных

При создании МЦК город в первую очередь решал транспортные проблемы, поэтому внимание уделялось в основном технической составляющей ТПУ. Попутно решались вопросы благоустройства окружающих районов. Для расчистки территории рабочие убрали тысячи тонн мусора, на бывших пустырях высадили 2800 деревьев. Кроме того, строители обновили фасады более 100 промышленных и более 130 жилых зданий, а свыше 20 сооружений украшены художественной подсветкой.

Следующий этап развития транспортно-пересадочных узлов — строительство коммерческой инфраструктуры. Масштабные многофункциональные комплексы будут создаваться на базе станций МЦК, старых и новых станций метро, в том числе которые будут построены на Третьем пересадочном контуре. Каждый хаб строится по индивидуальному проекту, который учитывает особенности района, потребности местных жителей и потенциальных пассажиров.

ТПУ «Лефортово» у одноимённой станции метро планируется сделать зоной отдыха: кроме кафе и кинотеатра, здесь будет парк с велосипедными дорожками и открытой спортплощадкой, которая зимой превращается в каток. Для удобства и безопасности автотранспорта строители расширят Солдатскую улицу и организуют заездные карманы.

Некоторые хабы станут ядром новых микрорайонов: для «Рассказовки» город выделил площадь 340 тысяч квадратных метров, для «Саларьева» — 450 тысяч «квадратов». Планы застройщиков соответствуют масштабу: к 2020 году у ТПУ «Рассказовка» вырастет жилой комплекс на 220 тысяч квадратных метров, детский сад и школа, многофункциональный деловой комплекс и ряд коммерческих объектов, включая подземную парковку.

Уникальным комплексом станет хаб «Ленинградское шоссе»: он будет базой для развития наземного, воздушного и водного транспорта. Расположение на берегу Химкинского водохранилища подсказало проектировщикам идею привести в порядок набережную, реконструировать речной причал, а рядом устроить яхт-клуб и школу парусного спорта. Кроме того, на территории ТПУ разместят воздушный терминал с ангарами и площадками для вертолётов МЧС и скорой помощи, создадут авиашколу и музей авиации.

ТПУ могут выполнять ещё одну функцию — просветительскую. При строительстве Московского центрального кольца отремонтировано более 50 исторических зданий. Теперь любители архитектуры могут осмотреть станции и вспомогательные строения, созданные в начале XX века. Также МЦК связывает между собой Воробьёвы горы, Ботанический сад, ВДНХ, «Сокольники», «Покровское-Стрешнево», усадьбу Михалково и другие садово-парковые ансамбли. Для привлечения внимания к богатому культурному «бэкграунду» кольца Департамент транспорта и Музей Москвы при его запуске организовали специальные экскурсии. Они стали пользоваться популярностью, и их продлили до конца 2016 года. Если тенденция сохранится, возможно, временная акция превратится в постоянную.

ID: 51
Символьный код: detsentralizatsiya-stolitsy-kak-peresadochnye-uzly-menyayut-zhizn-moskvy