Транспортно-пересадочные узлы Московского Метрополитена

ТПУ «Нижегородская». Самое главное о проекте, выдвинутом на международную премию


03.05.2021

ТПУ «Нижегородская». Самое главное о проекте, выдвинутом на международную премию

Здесь пересекаются линии подземки, Московского центрального кольца и железной дороги. Крупнейший в Европе транспортно-пересадочный узел сможет обслуживать в сутки более 100 тысяч человек.

Еще несколько лет назад транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Нижегородская» не существовало, а сегодня этот масштабный проект выдвинут на престижную мировую премию в сфере архитектуры и строительства MIPIM Awards. Это одна из самых авторитетных наград в отрасли. Ею отмечены такие знаковые столичные проекты, как парк «Зарядье» с концертным залом и Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой. А вот для транспортного объекта такое внимание достаточно редко.

Сейчас жюри MIPIM Awards составляет шорт-лист номинантов, а итоги конкурса подведут осенью. Чем интересен ТПУ, который объединил Некрасовскую (а в будущем и Большую кольцевую) линию метро, Московское центральное кольцо (МЦК), Горьковское направление Московской железной дороги (будущий МЦД-4) и наземный транспорт, — в материале mos.ru.

Из чего состоит ТПУ «Нижегородская»

В перспективе «Нижегородская» — один из крупнейших транспортно-пересадочных узлов, причем не только в Москве, но и Европе. Он расположен на границе районов Нижегородский и Лефортово. Первая очередь открыта 27 марта 2020 года — одновременно с продлением Некрасовской линии метро и открытием станции «Нижегородская».

Кроме нее, в состав узла входят одноименные станции МЦК, Горьковского направления МЖД и остановки наземного транспорта. В будущем радиальная линия железной дороги станет частью МЦД-4, который свяжет Апрелевку и Железнодорожный. Еще больше пассажиров со временем примет ТПУ, когда полностью заработает Большая кольцевая линия. Сейчас на станцию метро «Нижегородская» приходят только поезда Некрасовской линии, а позже здесь же будут останавливаться и составы, курсирующие по БКЛ.

В будущем пропускная способность узла в сутки составит более 100 тысяч человек.

Именно масштабность, удобство перемещения пассажиров и многофункциональность проекта стали ключевыми причинами, по которым на международную премию решено было выдвинуть именно ТПУ «Нижегородская».

«Современные технологии строительства позволили реализовать в проекте ТПУ технически сложные архитектурные решения, притом что работы велись в условиях плотной городской застройки. В итоге создан не только красивый, но и функциональный пересадочный узел. Он качественно облегчил перемещение большого числа пассажиров в одном месте: они могут осуществить пересадку быстро и не выходя на улицу. Все это позволяет поставить объект в один ряд с лучшими мировыми транспортными хабами (например, с открытым в 2016 году ТПУ Всемирного торгового центра в Нью-Йорке)», — объясняет Юрий Кравцов, генеральный директор компании «Мосинжпроект», выступающей генеральным подрядчиком и генеральным проектировщиком транспортно-пересадочного узла.

Площадь перед ТПУ украшает необычный арт-объект с разноцветной подсветкой высотой 15 метров — «Московские кольца». Стела из нержавеющей стали выполнена в виде сферы, окруженной лентой Мебиуса. Лента символизирует московские кольца — Московское центральное кольцо и Большую кольцевую линию метро, а цилиндрические отверстия на ней — станции. Шар в центре композиции изображает систему линий и станций в пределах Кольцевой линии московского метро. Интересно, что арт-объект имеет и утилитарную функцию: он маскирует вентиляционную шахту станции метро «Нижегородская».

Площадь перед ТПУ украшает необычный арт-объект с разноцветной подсветкой высотой 15 метров — «Московские кольца». Стела из нержавеющей стали выполнена в виде сферы, окруженной лентой Мебиуса. Лента символизирует московские кольца — Московское центральное кольцо и Большую кольцевую линию метро, а цилиндрические отверстия на ней — станции. Шар в центре композиции изображает систему линий и станций в пределах Кольцевой линии московского метро. Интересно, что арт-объект имеет и утилитарную функцию: он маскирует вентиляционную шахту станции метро «Нижегородская».

Пересадочный хаб ювелирной работы

ТПУ «Нижегородская» — один из наиболее технически сложных, но в то же время необходимых городу проектов, уверен Юрий Кравцов. Реализация проекта продолжается, но строители уже выполнили главную задачу проекта — связали воедино все основные виды общественного транспорта.

Тысячи строителей, в чьем распоряжении были экскаваторы, бульдозеры, погрузчики и другая техника, трудились рядом с действующей железной дорогой и оживленной автотрассой, где ни на минуту не прекращалось движение и был плотный поток машин. Работу специалистов осложняло большое число подземных коммуникаций, расположенных вблизи строящихся и действующих сооружений метро, МЦК и МЖД, Рязанского проспекта. Часть строительных работ шла практически в русле убранной в подземный коллектор реки Нищенки.

Кроме того, на прилегающей к ТПУ территории расположена церковь Знамения 1784 года постройки. Такое соседство требовало от рабочих ювелирной точности. С задачей они справились: все работы проводились без перерыва движения на действующих транспортных артериях города. Применение современных технологий позволило минимизировать, а именно свести к нулю, влияние строительства на объект культурного наследия. Территория вокруг храма была благоустроена.


 

Почти сотня вокзалов европейского уровня

ТПУ «Нижегородская» — один из крупнейших, но далеко не единственный пересадочный хаб, появившийся в столице в последние годы. В Москве уже построен 41 транспортно-пересадочный узел. Новые ТПУ объединяют городской транспорт в одну систему, а поездки по Москве становятся быстрее и комфортнее.

В составе таких объектов есть удобные и безопасные переходы, вестибюли с турникетами, лифтами, эскалаторами, платформы с навесами. Пересадка на метро, МЦК, железнодорожный и наземный общественный транспорт становится удобной и доступной, буквально «под одной крышей». При этом на комфорт пассажиров не влияет погода — добраться из вагона подземки до автобусной остановки можно по крытым галереям. Никакой ливень или снегопад не страшен.

«Для создания эффективной транспортной системы в таком мегаполисе, как Москва, сегодня недостаточно просто строить новые станции метро и развивать дороги. Крайне важно также увязывать между собой все виды городского транспорта — для этого в столице мы реализуем масштабную программу по строительству транспортно-пересадочных узлов», — рассказал заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.